Роман (seahorski) wrote,
Роман
seahorski

Category:

Замечательный общественный транспорт во Вроцлаве (Польша)

Про польский городской общественный транспорт не писал, наверное, только ленивый.
Я тоже напишу))))


(Кстати, на 126-м я чаще всего езжу в центр. Krzyki - мой райончик.)

По рассказам знакомых было давно понятно, что городской транспорт в Польше на порядок выше уровнем, чем в Беларуси. Оказалось все еще радикальней - сейчас я твердо уверен в том, что именно таким городской транспорт и должен быть. Идеала, конечно, не бывает, но в Польше к нему стремятся. По крайней мере могу так сказать за Вроцлав))

Самое удивительное то, что автобусы и трамваиприходят вовремя. Есть расписание, для каждого автобуса/трамвая свое, оно в обязательном порядке висит на каждой остановке. Многие остановки оборудованы информационными табло, на которых видно, через сколько минут подъедет нужный тебе автобус.

Остановки зачастую сдвоенные - трамвай и автобус. Троллейбусов и метро во Вроцлаве нет.

Как нет и привычных нам маршруток, мне так кажется, они тут тросто не нужны - автобусы двигаются по улицам с невероятной скоростью, настолько быстро, насколько это позволяет трафик.
Иногда это выливается в происшествия.

Однако,  судя по новостным сайтам, в Бресте происшествий с маршрутками происходит гораздо больше, чем с автобусами во Вроцлаве. И это учитывая 300 тысяч населения Бреста против более 800+ тыс Вроцлава.

Автобусы все почти новые - Мерседесы и Вольво. По крайней мере мне попадались только такие. Все окрашены в фирменные цвета, не перепутаешь.

Очень много автобусов оборудовано с учетом того, что на городском транспорте без проблем должны передвигаться инвалиды-колясочники и мамаши с детскими колясками. При необходимости автобус может сравнять уровень пола с уровнем тротуара. Такие автобусы в расписании помечены буквой N - niskopodlogowy. Водитель без тени недовольства выдвинет специальный трап и поможет колясочнику въехать-выехать из автобуса, поинтересуется на какой остановке тому нужно выйти. Пару раз видел, как молодые колясочники въезжали в автобус сразу с тротуара - пол находится наравне в бордюром, а водитель старается подъехать впритык к бордюру.

В трамваях такая функция тоже присутсвует, по крайней мере в современных.


В некоторых автобусах есть такие табло:
по нему в любой момент можно увидеть название следующей остановки и в целом проследить маршрут.
В большинстве автобусов табло попроще, в виде простой бегущей строки на светодиодах. Грязных или "убитых" салонов не видел, сомневаюсь, что увижу)))
В салоне тепло - обязательно работает печка. Приехав в Брест, внезапно заметил, насколько холодно в белорусском городском транспорте.


В каждом автобусе и трамвае присутствует такой билетомат - можно купить билет любого вида, оплата кредиткой (в том числе бесконтактной) или специальной картой Urbancard, которой можно оплатить еще некоторые услуги в городе, например, прокат велосипеда или парковку авто. Никакой налички, с ней только в киоск.
Водитель билеты не продает))))



Билеты в любом количестве можно купить на некоторых остановках в стационарных билетоматах:

За наличку билеты можно купить в киосках. На самом деле стоит иметь с собой в бумажнике билетов 5-7 в запасе, потому как техника все-таки имеет свойство ломаться - два раза за два месяца я попадал на нерабочий билетомат в автобусе.



Трамваев во Вроцлаве много, и они разные.


Есть современные, есть совсем старенькие, антикварные,



есть переходные варианты - рабочие лошадки.


Но самое восхитительное - как это все работает. Автобусы и трамваи ходят по расписанию, которому можно безоговорочно верить. За две минуты до прихода нужного автобуса остановка наполняется людьми, которые приходят как раз к автобусу, а не ждут 10-15 минут.
Разумеется, случаются и опоздания, но не более пяти минут в час пик, и обычно к конечной остановке водитель успевает нагнать отставание.
Я не сразу понял, как у них такое получается (приходить вовремя), ведь расписание может временами меняться - как вдруг вспомнил, что за пару месяцев до приезда в Польшу сохранил в закладки какой-то сайтик по городскому транспорту.
Оказалось, что в польских городах весь транспорт привязан к общей системе, позволяющей без проблем перемещаться в любое место в городе с минимальными усилиями. Сайт называется jakdojade.pl , работает в крупных городах.
Функции радуют - начальную и конечную точку можно задавать адресом, или просто ткнув в карту. Система тут же рассчитает ближайшую остановку, конечную, расстояние пешком до них, время пути, время ожидания на промежуточной остановке в случае пересадки, стоимость билета и все, что только можно рассчитать.

ara

Не говоря уже о том, что в системе имеются все маршруты, остановки и расписания из возможных.
Обязательно - мобильное приложение. В нем еще больше плюшек: поддержка жпс, навигация до остановки и до конечного пункта назначения от остановки, отображение маршрута, на котором едете и следующей остановки. Очень простая в использовании штука, при этом максимально функциональная.

Как итог - абсолютно свободное передвижение по городу в любое время дня и ночи. Дорогу не спрашивал с первого дня - все и так понятно.

Ночью ходят ночные автобусы, так что возможность доехать домой есть всегда.

Минус всего один - билет на полчаса стоит 3 злотых, это почти доллар. Ночные и скоростные маршруты - 3.2 злотых.

Подделать билет без вариантов - каждый печатается в биетоматах индивидуально, по QR коду контролер может проследить всю информацию о билете. К тому же, компостер печатает на билете номер маршрута, время и дату.
Если надо ездить каждый день - имеет смысл купить проездной, выйдет значительно дешевле. Например, месячный на две линии стоит 60 злотых.
Дороговато по белорусским меркам, но гораздо удобней, чем ездить убитыми и переполненными маршрутками.


Итого из минусов - только стоимость одиночной поездки, которая, в принципе, по местным меркам не грабительская, а вполне справедливая, учитывая плюсы в виде отличного современного транспорта, который ходит по расписанию. Так, как в принципе и положено. В плюсы добавим и информационную систему, без которой я теперь как без рук))))

Вот так, коротенько, но по существу.
Tags: wroclaw, Польша, Практика жизни
Subscribe
Buy for 50 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments